Вы здесь

Порядок регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

Методические рекомендации по разработке, порядку и процедуре принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципальных образований 

Устав - это основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, который определяет с учетом исторических и иных местных традиций границы и состав территорий муниципального образования, вопросы местного значения; структуру и порядок формирования органов местного самоуправления и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; экономическую и финансовую основу осуществления местного самоуправления, а также другие положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

  Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке обязано иметь каждое муниципальное образование.

  Устав занимает главное место среди других муниципальных правовых актов. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать не только федеральному и региональному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования. 

I.  Разработка устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования 

1. При разработке устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (далее – МПА) следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами федерального и регионального законодательства:

- Конституцией Российской Федерации;

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Налоговым кодексом Российской Федерации (части 1, 2);

- Земельным кодексом Российской Федерации;

- Жилищным кодексом Российской Федерации;

- Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- Лесным кодексом Российской Федерации;

- Водным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

- Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

- Федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;

- Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

- Уставом (Основным Законом) Томской области;

- Законом Томской области от 10.04.2003 № 50-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области»;

- Законом Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме»

- Законом Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области»

- Законом Томской области от 11.09.2007 № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области»

- Законом Томской области от 06.05.2009 № 68-ОЗ «О гарантиях деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, в Томской области»

- Законом Томской области от 12.03.2005 № 39-ОЗ «О наименованиях органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Томской области»

- Законом Томской области от 17.11.2014 г. № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за поселениями Томской области»;

- Законом Томской области от 17.11.2014 г. № 151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области».

Данный перечень не является исчерпывающим.

А также законами Томской области, определяющими статус и границы муниципальных образований.

В работе  необходимо использовать  последние (вступившие в силу) редакции федеральных и областных законов. Также при подготовке проекта акта необходимо учитывать, что данный документ должен соответствовать федеральному и региональному законодательству на момент его принятия представительным органом муниципального образования.

2. При разработке текста проекта устава муниципального образования, МПА необходимо соблюдать требования ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ):

Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Это значит, что устав по этим вопросам не должен содержать отсылочных норм к нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

Кроме того, по тексту Федерального закона № 131-ФЗ содержатся и другие статьи, требующие включения в устав тех или иных вопросов. Например:

- пунктом 1 части 2 статьи 24 указанного Федерального закона предусмотрено, что основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования;

- частью 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, отсутствие в уставе положений, устанавливающих основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, процедуру отзыва указанных лиц, отсутствие положения, определяющего, какое должностное лицо местного самоуправления будет исполнять полномочия главы в случае досрочного прекращения его полномочий, расценивается как противоречие Федеральному закону № 131-ФЗ.

Кроме того, ч. 2 ст. 44 Федерального закона  № 131-ФЗ предусматривает, что уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако необходимо помнить, что в устав не стоит включать нормы по принципу «на всякий случай». 

II.   Принятие устава муниципального образования, МПА представительным органом муниципального образования 

Процедура принятия устава муниципального образования, МПА детально урегулирована нормами ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ) и представляет собой последовательный ряд действий, который условно можно разделить на несколько этапов. 

Первый этап.

1. Опубликование (обнародование) проекта устава или проекта МПА.

ВАЖНО: временной промежуток между опубликованием (обнародованием) проекта устава (МПА) и его утверждением на сессии представительного органа должен быть не менее 30 дней.

Например, в случае, если проект был опубликован (обнародован) 10 октября, то его рассмотрение на сессии представительного органа должно быть не ранее 10 ноября.

Несоблюдение 30-ти дневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава (МПА), так как в данном случае нарушается процедура его принятия (ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Проект устава или проект МПА должны быть опубликованы в официальном периодическом печатном издании муниципального образования. Как правило, к числу таких периодических печатных изданий относятся районные газеты. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает возможность создания городскими и сельскими поселениями своего периодического печатного издания.

Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

При этом согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не требуется.

ВАЖНО: обнародование муниципальных нормативных правовых актов возможно, если уставом муниципального образования предусмотрен такой способ доведения до граждан информации. 

2. Вместе с проектом устава, проектом МПА одновременно публикуется (обнародуются) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту устава, проекту МПА (место, время, в течение которого принимаются замечания и предложения граждан), а также порядок участия граждан в обсуждении проекта устава, проекта МПА (место и  время проведения публичных слушаний). 

Второй этап. Проведение публичных слушаний.

Публичным слушаниям в Федеральном законе № 131-ФЗ посвящена статья 28. В ней содержится перечень вопросов, которые обязательно должны выноситься на публичные слушания, в том числе, одним из вопросов назван вопрос обсуждения проекта устава, проекта решения о внесении в него изменений.

Кроме того, указанной статьей предписано, что порядок организации и проведения публичных слушаний может быть определен как уставом, так и нормативным правовым актом Совета депутатов муниципального образования.

При этом статья требует, чтобы указанный порядок предусматривал заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Необходимо помнить, что в муниципальных образованиях, в состав которых входят несколько населенных пунктов, должны быть приняты меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях всех жителей муниципального образования. Если объявление о предстоящих публичных слушаниях не публиковалось в газете, то обнародовано оно должно быть в каждом населенном пункте.

Учитывая удаленность многих населенных пунктов от административного центра муниципального образования, идеальным вариантом является проведение публичных слушаний в каждом населенном пункте. 

Проведение публичных слушаний по проекту устава (МПА) должно быть запротоколировано. Протокол подписывается Председателем публичных слушаний и секретарем. В случае, если по результатам публичных слушаний принято решение об одобрении проекта устава (МПА), то он выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.

ВАЖНО: публичные слушания не проводятся в случае, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ). В тоже время, опубликование (обнародование) проекта МПА является обязательным. 

Третий этап. Проведение сессии представительного органа муниципального образования. 

ВАЖНО:  порядок проведения сессии Совета устанавливается регламентом представительного органа муниципального образования и включает в себя определенные требования к процедуре рассмотрения и утверждения проекта муниципальных правовых актов, а также содержит определенные требования к оформлению протокола сессии.

Протокол подписывается Председателем представительного органа муниципального образования независимо от того, совмещает ли глава муниципального образования должности главы муниципального образования и Председателя Совета или нет.

На сессии принимается устав или решение о внесении изменений и дополнений в устав, то есть МПА.

В соответствии с ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав (МПА) принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. 

III.  Государственная регистрация устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования 

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. В случае, если устав или МПА представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы муниципального образования.

Порядок государственной регистрации состоит из нескольких этапов:

Первый этап предусматривает проверку пакета документов, представленных для государственной регистрации устава муниципального образования, МПА, на предмет соответствия требованиям ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 97-ФЗ в случае, если на государственную регистрацию направляется устав, то представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе следующие документы:

1) сопроводительное письмо на имя начальника Управления (заявление);

2) устав муниципального образования;

3) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования;

4) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;

5) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования;

6) сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Устав представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан).

В случае если регистрируется МПА, то в регистрирующий орган направляются в двух экземплярах и на магнитном носителе следующие документы:

1) сопроводительное письмо на имя руководителя Управления (заявление)

2) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

3) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта;

4) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

5) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта;

6) сведения о результатах публичных слушаний по указанному проекту;

7) устав муниципального образования (для проставления штампа о государственной регистрации акта о внесении изменений в устав муниципального образования).

Документы, представленные на государственную регистрацию, рекомендуется возвращать главе муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня поступления их в территориальный орган с указанием причин возврата в следующих случаях:

а) представлен не полный перечень документов, указанный в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

б) представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

в) документы отозваны главой муниципального образования.

(п. 12 Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных Приказом Минюста России от 31.05.2012 г. № 88). 

Следующий этап предусматривает проверку устава, акта о внесении изменений в устав на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству. В рамках этой процедуры должностными лицами - экспертами ведется исследование муниципального акта по следующим критериям:

1. Наличие либо отсутствие в уставе, акте о внесении изменений в устав положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству. Здесь исследуются положения устава, акта о внесении изменений в устав, проводится анализ норм Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов, затем делаются выводы о наличии либо отсутствии противоречий.

2. Наличие либо отсутствие в уставе, акте о внесении изменений в устав положений, регулирующих вопросы местного значения, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом. На этом этапе анализируются положения федеральных и региональных норм, регламентирующих компетенцию муниципальных образований по вопросам местного значения.

3. Наличие либо отсутствие в уставе, акте о внесении изменений в устав положений, противоречащих решению, принятому путем прямого волеизъявления населения муниципального образования. В рамках этого критерия рассматриваются решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав, акт о внесении изменений в устав.

Третий этап включает в себя проверку устава, муниципального акта, вносящего изменения в устав, на предмет соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия рассматриваемых нормативных правовых актов. Здесь устанавливаются следующие обстоятельства:

- факт принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;

- наличие необходимого кворума представительного органа местного самоуправления или собрания (схода) граждан при отсутствии представительного органа;

- учет мнения населения, повлекший нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава, муниципального акта, вносящего изменения в устав;

- соблюдение регламента представительного органа местного самоуправления или порядка проведения собрания (схода) граждан, при голосовании по проекту устава, муниципального акта, вносящего изменения в устав

Четвертый этап заключается в проведении антикоррупционной экспертизы устава, акта о внесении изменений в устав, а именно, исследуются положения акта на наличие либо отсутствие коррупциогенных факторов.

На заключительном этапе оформляется заключение о соответствии устава, акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, заключение по результатам антикоррупционной экспертизы с выводами о возможности государственной регистрации акта и присвоении ему номера государственной регистрации либо заключение об отказе в государственной регистрации с указанием причин и предложениями по устранению выявленных нарушений. 

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ предусмотрено, что решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава (МПА) является:

1) противоречие устава (МПА) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

2) нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава, МПА;

3) наличие в уставе (МПА) коррупциогенных факторов.

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава, МПА не является препятствием для повторного представления устава, МПА для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении. 

IV.   Опубликование устава, МПА после государственной регистрации

В соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Далее, в силу ст. 5 Федерального закона № 97-ФЗ после государственной регистрации глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава, МПА обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава, МПА для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Сведения могут быть представлены следующим образом:

1) В случае опубликования после государственной регистрации устава, МПА в газете, в Управление направляется справка об опубликовании либо заверенная копия газеты (возможно оригинал газеты) с сопроводительным письмом на имя руководителя Управления. В справке об опубликовании указываются реквизиты газеты.

ВАЖНО: если в пакете документов на регистрацию представляется соответствующая газета, то в ней должна быть указана  дата (обязательно число, а не только месяц и год, в некоторых печатных изданиях муниципальных образований не указана конкретная дата, а это важно, поскольку именно с этой даты идет отсчет 30-ти дней).

2) В случае опубликования в информационном бюллетене в Управление направляется справка об опубликовании либо информационный бюллетень с сопроводительным письмом.  

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).